?

Log in

Shtirl
О лошадях. Злобное. 
19th-Mar-2010 09:38 am
Кривая_Скорость

  Многие уже слышали, что в заповеднике Ростовском погибли лошади из того самого, знаменитого табуна. Об этом писали и говорили многие. Я решил помолчать и подождать хоть какой-то информации не прошедшей через СМИ. Ну вот вчера мне понарассказывал об этом мой шеф, потому решил сделать такой постик, можно сказать отмечающий очень неприятную веху в истории заповедника.

  Вобще тема "острого эксперимента поневоле" в последнее время встает все чаще и чаще. Впервые я столкнулся с этим тогда, когда поотменяли почти все заказники области. Не, классно, конечно, я получил конкретные данные, подтверждающие мои диссертационные выводы: о том, что в наших краях природу охраняют лучше всего именно охотники. Но я как нить и без этого подтверждения прожил бы, а фауне от этого поплохело.

  Так и тут. Есть лошади. И были раньше. Я не буду дублировать свой рассказ о них повторю только относящиеся к этой истории.

  Когда я приехал в заповедник в 1996 году, на острове была красивая степь. И пасся вольный табун голов этак в 70. Красивые животные в красивой степи. Но дальше стало хуже. Их начали помогать. Поить, подкармливать. Ну лошадки не будь дураками, начали размножаться. И доразмножались почти до 400 голов. Уже когда их стало под 200 штук, многие специалисты забили тревогу, ибо стало ясно, что или красивая степь с маленьким табуном, или перевыпас, опустынивание, и большой табунище. Вот тут подчеркну. Речь идет не только о сторонних специалистах из разных учреждений, но и о сотрудниках заповедника. Подчеркиваю потому, что многие сейчас склонны винить именно их. Писались письма, специалисты обосновывали необходимость уменьшения поголовья. Но разрешения на это заповедник так и не получил. 

  В том самом порсте, на который я ссылаюсь выше, я писал о том, что лошади точно начнут гибнуть и вопрос был только в том, когда и какую форму примет падеж. Ну вот. Вопроса больше нет. Они погибли во время этой, достаточно суровой зимы. Холод, нормально поить-кормить их не получалось, выкапывать траву из-под снега получалось плохо (и лошадок много, и травки уже ощутимо поменьше, чем в 96-м). 

  Общественность ужаснулась и потребовала разобраться. Ну кто крайний? Конечно сотрудники заповедника. Это мнение встречается чаще всего, и потому я вобще затеял этот пост. Кто же виноват в такой ситуации? Я не могу, к сожалению, назвать фамилии и должности тех чиновников, что спускали на тормозах все письма специалистов. Да может это и не так важно, ведь основной корень проблемы именно в таких вот непрофессиональных "надстройках" из кучи народа, которым главное прикрыть себя, уйти от ответственных решений. Не будь тех чиновников, появились бы новые. Мало того, я нашел в инете очень великолепное мнение. Росприроднадзор считает, что (внимание!) "...сложившуюся ситуацию нельзя рассматривать как чрезвычайную. Прежде всего, потому, что падеж лошадей вследствие аномально тяжелых условий зимовки является составляющей частью естественных колебаний численности животных. " Чудно, не правда ли? Из почти четырехсот лошадок оталось порядка 70 особей (ИМХО все они погибли. То, что говорят, что приличная часть лошадей ушла в Калмыкию и была выловлена местными жителями, это лукавство, что бы успокоить общественное мнение. Большая часть погибла на острове, а если есть и ушедшие, то они теперь существуют в виде конины). Речь идет о гибели трехсот животных! О каком естественном процессе идет речь, если численность такого табуна была сама по себе неестественной? Если их по сути искусственно разводили? Я так же уверен, что такая гибель серьезно повлияла на демографическую структуру табуна. Какие последствия этого мы увидем через годик другой, можно только предполагать.

  Дело даже не в разборе полетов. А в том, что складывается мнение, что "все нормально" и менять ситуацию не надо. Если ситуация не изменится, то все будет развиваться так: бедьненьких лошадок будут кормить-поить. Они опять размножатся (никуда они не денутся, размножатся, как миленькие. И от чего они будут дохнуть дальше? От какой нибудь эпидемии? Или опять от очередной аномальной зимы? 

  Ну и извечный вопрос: что делать? А ничего. Именно ничего. Необходимо прекращать регулярную заботу о табуне. Он сам великолепно справится, как и справлялся ранее. Численность отрегулируется, стравливание прекратится. А вот если начнется новая аномальная зима, тогда как раз и надо будет поддержать лошадок. И нечего делать вид, что ничего страшного не происходит.
  Ну и еще пара цитат из того высказывания Росприроднадзора:
  "Первые серьезные исследования, проведенные в 2006-2007 гг., совпали с периодом неблагоприятных климатических условий – очень суровой зимой и аномально сухим и жарким летом " Ну-да. Никто лошадок не изучал. особенно это весело читать зная объем публикаций по данной теме, зная о письмах и обоснованиях необхордимости снижения численности табуна.
   " При отсутствии достоверных сведений по предшествующим периодам, собранные данные не давали возможности прогнозировать развитие популяции в ближайшем будущем" В свете вышесказаного, это без коментариев.
  "К осени 2009 года общая численность лошадей составляла 370 голов. По продуктивности пастбищ год был благополучный. Однако запасов кормов на такое количество животных оказалось недостаточно. В связи с чрезвычайно неблагоприятными условиями зимовки возник падёж лошадей. На сегодняшний день уже погибло свыше 150 голов."   Этот абзац разберу поподробнее. Напоминаю, на сей день там 70 особей. Было 370. Но, исходя из цитаты, погибло 150. Где остальные? Цифры не сходятся, однако. Ну и пассаж про продуктивность сам за себя говорит. Корма было много, но его не хватило. Значит лошадей было все-таки много? . О какой естественности тогда идет речь?!

  Ну и добавлю ссылку на еще один текст. Уже Ростоблкомприроды. "Несмотря на неоднократные обращения Администрации области в федеральные органы, в ведении которых находился заповедник, и проведение нескольких совещаний – решений, определяющих порядок регулирования численности лошадей,  принято не было.", "Особенно тяжелые условия сложились в конце 2009 года. Деградация растительного покрова наряду с аномально холодной зимой привели к гибели части табуна", "Обследования, проведенные сотрудниками заповедника в начале февраля, после установления прочного ледяного покрова, показали, что численность лошадей на острове составляет около 100 голов ", "Но отсутствие решения по регулированию численности поголовья неминуемо приведет к новым осложнениям". Правильно все написано, очень взвешено и логично. Из этой статьи у меня вызывает сомнение (и не только у меня) только " Свыше 100 особей перешли на территорию Республики Калмыкия", но ИМХО это уже не важно. Может теперь удастся надавить на вышесоящие конторы?!

Comments 
(Deleted comment)
19th-Mar-2010 10:21 am (UTC)
Да, слышал о этой лошади. Миноранский рассказывал. Меня больше всего восхитила реакция Росприроднадзора. Просто восхитительно. И понятно, что все будет так идти и далее. Главное, что бы в следующий раз их не накрыло какой нить эпидемей.
20th-Mar-2010 10:26 pm (UTC)
Один умный человек лет 5 назад мне за рюмкой чая сказал, что "приходит время непрофесисоналов". Пришло. Беда не в том, что есть чиновники, беда в том, что они непрофессиональны, и профессионалов не слушают :(
21st-Mar-2010 11:35 am (UTC)
Дальше будет веселее. Профессионалов будут не просто "не слушать", а агрессивно шугать. Пример академика Петрика хорошо демонстрирует.
21st-Mar-2010 06:16 pm (UTC)
Так уже. Их сначала агрессивно на слушают, не дают работать, режут ставки, не финансируют оборудование ... а когда приходит толстый полярный лис - не менее агрессивно обвиняют во всех грехах и гномят уже административно. См. например: "Лужков и метеорологи".

Ну и по лощадям скоро виновного назначат ...
21st-Mar-2010 06:21 pm (UTC)
Ну да ты это не хуже меня знаешь :(
23rd-Mar-2010 04:55 am (UTC)
Да, история с Лужком показательна. И с фильтрами Петрика (война с академиками). И с Байкалом/Утришом ets. Да, много такого...
19th-Mar-2010 09:47 am (UTC)
всё по черномырдину, как всегда ....
19th-Mar-2010 10:21 am (UTC)
Чиновники-с...
20th-Mar-2010 08:48 pm (UTC)
Вот-вот. А ведь я когда еще в Комитете этом дурацком работала, пыталась всем доказать, что единственный выход - отстрелять их часть, причем документированно-аргументированно... Никто меня не слушал, все падали в обморок... "Надо отлавливать и вывозить"... Но это абсолютно в тех условиях нереально. Вот и результат - суетились, суетились, а воз и ныне там. Все гуманисты, никто правде в глаза смотреть не желает до сих пор.
А А документики-то, что я собирала тогда, куда-то пропали, однако... ;)

ЗЫ Это Лев, как вы понимаете, с чужого профиля :)))))
21st-Mar-2010 11:36 am (UTC)
Что самоен интересное, их и вывезти было реально. Были предложения, насколько я знаю. Но...
21st-Mar-2010 09:51 am (UTC)
Anonymous
"природу охраняют лучше всего именно охотники" +1
21st-Mar-2010 09:52 am (UTC)
Сорри не залогинился.
21st-Mar-2010 11:37 am (UTC)
Да, но этот вывод очень не нравится разным "природоохранникам" :-(
21st-Mar-2010 11:39 am (UTC)
Ну естественно - иначе возникает вопрос, за что они деньги получают.
23rd-Mar-2010 04:56 am (UTC)
Там даже дело в другом. Они терпеть не могут, когда кто-то им неподконтролен. Волт и война идет...
21st-Mar-2010 06:23 pm (UTC)
Кстати, еще один пример чиновничьей "прозорливости". Правда, не у нас. Но законы Паркинсона интернациональны.

http://pda.lenta.ru/news/2010/03/20/wildsau/
23rd-Mar-2010 04:58 am (UTC)
Гы. Было в свое время в Воронежском заповеднике похожее. Перерасплодились кабаны и перерыли весь заповедник. Но там последовали оргвыводы: дкло еще в совке было.
This page was loaded Jun 28th 2017, 1:45 am GMT.